В современном обществе вопрос эвтаназии вызывает много споров и разногласий. Понимание позиции Православной церкви по этому вопросу является важным и актуальным для многих людей. Данная статья рассмотрит отношение церкви к эвтаназии, высказывания священников, ответы на часто задаваемые вопросы и проблемы, связанные с применением этого метода.
Таинство смерти в христианстве
Наука и медицина стремятся отодвигать границы, которые ознаменовывают выход души из тела. Ученые разрабатывают многочисленные способы, возвращающие больных в сознание. Однако вера в бессмертие индивидуальной души, а также в загробное пространство ставит возможность «благой кончины» под большое сомнение.
Христианство не допускает распространения этой практики, основываясь на
важнейшей заповеди Господа
«не убей». Церковь нравственно отрицает легализацию эвтаназии, набравшей популярность в светской среде.
- Таинство смерти рассматривается в
заупокойных службах
и представляется трагичным моментом бытия. Православные люди испытывают скорбь в память о почивших, но радуются, когда вспоминают, что Спаситель подарил нам бессмертие, приняв мученическую кончину и
раскрыв Врата Рая
. Сошедший на землю Господь победил физическую смерть — последнего врага. - Православная церковь ежедневно молится за безболезненную, мирную кончину для каждого человека. Такую смерть в Древней Греции именовали именно «эвтаназией». В те времена это слово никак не ассоциировали с преждевременным концом, переполненным унынием, великим отчаянием и страшной болью.
- Сегодня эвтаназия является своевольным (то есть отрицающим могущество Творца) уничтожением телесной оболочки. Сторонники метода говорят о сочувствии, облегчении тяжелейших страданий, но понятия эти искажаются, если рассмотреть вопрос глубже. Современная эвтаназия образовалось на почве безверия и потери любви к окружению, на месте вечных истин стал образовываться прямолинейный рационализм, не приемлющий того, что скрыто.
- Человеческая жизнь — великий дар Господа, который руководит началом и концом всякого существования. Ключевые моменты бытия сокрыты от разума и составляют неразрешимую тайну, которую должны смиренно воспринимать и родственники, и врачи, и каждый из нас. Мольбы несчастных об эвтаназии испытывают чувство нашей любви и желания находиться рядом, проявляя сочувствие.
- Существование испытаний рассматривается как содействие ко спасению души. Церковь, зная о слабости болезненности человеческой натуры, просит Господа смилостивиться над умирающим. Религия рекомендует
молиться перед образом Творца
, а не делать выбор между смертью и жизнью.
Мнение эксперта:
Православная церковь является одним из сторонников жизни и поддерживает неприкосновенность человеческого существования. В связи с этим, отношение церкви к эвтаназии является категорически отрицательным. По учению Православия, только Бог имеет власть над жизнью и смертью, и человек не вправе самостоятельно принимать решение о завершении своей жизни. Церковь призывает к заботе о страждущих и тяжелобольных, предлагая альтернативные методы помощи и утешения, такие как паллиативная терапия и духовная поддержка. Часто задаваемый вопрос о том, не является ли эвтаназия актом милосердия, на что церковь отвечает, что истинное милосердие заключается в любви, сострадании и уходе за ближним, а не в прерывании его жизни.
Ответы на возражения сторонников «благой смерти»
Многие выдвигают факт, что христианство отрицает этот метод, потому что считает страдания полезными для души, проводя аналогию со
страданиями Христа
.
Должен ли неверующий терпеть мучения? Церковь отвечает: страдания не всегда идут во спасение. Все зависит от человеческой реакции, которая способна превратиться в смирение или в озлобленность. Люди обязаны прибегнуть к мерам, которые снизят страдания, а умерщвление — это убийство, которое ничем не оправдывается.
Православная культура пытается встать на сторону здравого смысла и противостоять идеологии, которая называется сегодня «культура смерти».
Другой вопрос: «Почему человек не имеет право выбирать собственную кончину?». Грань между самостоятельным решением и тем, которое внушили другие, является очень нечеткой. Возможны случаи, когда на больного оказывают психологическое давление, и последний подписывает бумаги на проведение эвтаназии. «Право умереть» незаметно и естественно трансформируется в «обязанность».
Практика «благородной смерти» создает психологический мираж, подталкивающий больного
к самоубийству
. Решение о «скорейшем выходе» принимается под замаскированным давлением родственников или государства.
Если тяжелобольные в действительности обременяют, это нужно расценивать как возможность смиренного служения Господу. Страдающие люди способствуют разрушению ложной системы ценностей материализма, что возрождает правильное мировоззрение — взаимную любовь и заботу. Ухаживая за живыми существами, верующие открывают сердце к счастливой жизни и спасению.
Уважение и доверие к врачам издавна складывалось из желания победить вечную смерть. Разрешение эвтаназии подломит корень древнейшей науки врачевания.
Интересные факты
-
Эвтаназия несовместима с христианством, так как христианство учит, что жизнь является священным даром от Бога, и что никто не имеет права отнимать жизнь у другого человека.
-
Православная церковь считает, что эвтаназия неэтична. Она учит, что страдание является частью человеческой жизни и что оно может привести к духовному росту и развитию.
-
Православная церковь не считает, что эвтаназия является благом для человека, который находится в терминальной стадии заболевания или испытывает сильную боль. Она учит, что страдание можно облегчить с помощью паллиативной помощи и что человек всегда должен иметь надежду на выздоровление.
Злоупотребления при использовании метода «благой кончины»
Сегодня множество такого рода воздействий бросаются в глаза.
- В некоторых случаях в быстрой смерти больного заинтересованы родственники, видящие в этом возможность снизить затраты и индивидуальные трудности.
- Государственные системы имеют тенденцию выбирать самый экономичный путь. Достаточно просто заменить большое количество инъекций обезболивания на один смертельный укол — необходимо только подписать бумагу, и страдания закончатся. Распространить «благую кончину» значительно дешевле, чем пытаться найти человечные способы лечения.
- Эвтаназия способна разрушить представление о том, что жизнь стоит ценить, а люди обязаны распространять милосердие и помощь. Сегодня появляется практика отказа от спасения людей, стоящих на грани самоубийства. Такими темпами общество может совершенно забыть о самых уязвимых своих членах, попавших в тяжелейшие условия.
- Эвтаназия приводит к тому, что слабая человеческая натура забывает истинные границы допустимого. Сначала этот метод предназначался исключительно тяжелобольным людям, неспособным переносить муки. Сегодня он применяется людьми, которые просто впали в депрессию и нуждаются в психиатрическом лечении, духовной помощи.
- Часто нет возможности просмотреть грань между предложением и принуждением. Особенно это касается умирающих, способных пойти на любые меры, чтобы прекратить боли.
Отношение православной церкви к практике «благой смерти» остается крайне негативным. Вопрос рассматривается с точки зрения того, что человеческая жизнь принадлежит Богу, и только в Его праве устанавливать время кончины.
Частые вопросы
Как Православная Церковь относится к эвтаназии?
Относительно христианской, Епископ Бронницкий Амвросий прокомментировал эту проблему следующим образом: «Церковь определяет эвтаназию как самоубийство и убийство. Пропаганда самоубийства является крайней степенью отпадения от Бога.
В чем проблема эвтаназии?
Сложность проблемы заключается в тесном переплетении интересов личности и общества, которое никогда не будет безразлично к человече- ской жизни и человеческой смерти. Отношение к эвтаназии определяется не только осознанием, что есть смерть, но и тем, что жизнь трактуется как ценность, в этом ее смысл.
Как Церковь смотрит на усыпление животных?
Грехом церковь не называет усыпление животных, если: питомец заболел серьёзным и неизлечимым заболеванием – бешенство, так как оно несёт прямую опасность для окружающих людей, при наличии неизлечимых заболеваний, травм несовместимых с жизнью.
В каком случае можно говорить об эвтаназии?
Обязательные условия эвтаназии: эвтаназии может подвергнуться человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием, после нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость больного, врач может провести эвтаназию. Согласно официальной статистике в 40% случаев эвтаназию проводят на дому у пациента.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Важно понимать, что Православная Церковь относится к эвтаназии как к суициду, что противоречит христианским убеждениям. Перед обсуждением этой темы, стоит уделить время изучению позиции Церкви и оснований для нее.
СОВЕТ №2
При обсуждении эвтаназии с представителями Церкви или другими людьми, важно подходить с уважением к их мнению, даже если оно отличается от вашего. Диалог важен для понимания различных точек зрения.
СОВЕТ №3
Если у вас возникают вопросы по поводу отношения Православной Церкви к эвтаназии, обратитесь к духовному наставнику или священнику. Они смогут дать вам более глубокие разъяснения и помочь вам разобраться в этой теме.
Исторический обзор отношения Православной церкви к эвтаназии
Православная церковь имеет древние корни и богатое наследие, которое оказывает значительное влияние на ее отношение к эвтаназии. С самого начала своего существования Церковь выступала за неделимость жизни как дара Божьего и принципиально отрицала возможность самоубийства. Это отношение к жизни и смерти пронизывает все аспекты вероучения и практики Православной церкви.
В историческом контексте можно отметить, что эвтаназия как понятие возникла в современном смысле только в последние десятилетия. Однако, даже в древности Церковь выступала против любых попыток преждевременного прекращения жизни человека, считая это греховным и противоречащим божественной воле.
С течением времени и развитием медицинских технологий вопросы, связанные с эвтаназией, стали более актуальными. Однако, позиция Православной церкви остается неизменной – жизнь является даром Божьим, и никто, кроме Бога, не имеет права распоряжаться ею. Таким образом, отношение Церкви к эвтаназии остается жестким и непреклонным.