Православная церковь занимает важное место в жизни верующих, и ее отношение к гражданскому браку вызывает много вопросов и размышлений. В данной статье мы рассмотрим позицию церкви по этому вопросу, выявим тонкости и нюансы, а также представим ответы на часто задаваемые вопросы, помогая разобраться в духовном аспекте гражданского брака.
Счастье, построенное на грехе
Если полвека назад пару, живущую без регистрации брака, презрительно называли сожителями, то ныне некоторые люди гордятся своим положением, объясняя все взаимным доверием и свободой действий.
О каком доверии идет речь, если пара решила сначала попробовать стать семьей, чтобы в любой момент иметь возможность обрести волю? Те люди, которые кичатся своей свободой, скорее всего, перепутали это слово с вседозволенностью.
Нерасписанные пары изначально живут во лжи, недоверии и неуверенности в завтрашнем дне. Гражданский брак является иллюзией христианской семьи. Женщина хоть и называет себя женой, на самом деле не имеет никаких прав официальной супруги.Через призму блуда и обмана женщины приобретают фиктивную семью, мужчины — бесплатную любовницу, домработницу.
Семья, построенная на блуде, никогда не будет иметь покровительство церкви. Любой грех относится к беззаконию (Иоан. 3:4).
Нарушая законы духовной жизни, человек ведет себя к саморазрушению, у него нет никакой возможности попасть в Царство Божье. Об этом предупреждает апостол Павел в Своем послании Коринфянам. Глава 6 этого послания четко говорит о том, что блуд, прелюбодеяние — смертные грехи.
Каждая пара, живущая в гражданском браке, если супруги воспитывались в христианских семьях, прекрасно знает, что их связь — грех, который никогда не даст полноты счастья. Основное отличие гражданской семьи от законной лежит в недоверии, боязни ответственности, неуверенности в собственных чувствах.
Мнение эксперта:
Православная Церковь относится к гражданскому браку как к юридическому акту, который не имеет священного характера. Однако, Церковь признает важность семейных ценностей и подчеркивает необходимость заключения брака по церковному обряду для христиан. В ответ на частые вопросы о гражданском браке, эксперты Церкви подчеркивают, что христиане должны стремиться к соблюдению божественных заповедей в своей жизни, включая и обряд брака. Гражданский брак не препятствует верной практике христианства, но Церковь призывает к осознанному выбору и следованию библейским принципам в создании семьи.
Духовный аспект гражданского брака
Блуд, являясь грехом, вызывает духовные болезни, становится причиной многих телесных недомоганий, несчастий. За каждый грех человек даст ответ, есть не в этой жизни людям, то в будущем — Богу. Страшно представить, но две трети браков распадается по причине развода, и среди этих несчастных пар множество тех, кто начал строить свою семью блудом, интимными отношениями до законной регистрации.
Сожительство не несет никакой гражданской ответственности, многие отцы отказываются от детей, будучи не уверенными в своем отцовстве, а бывшие «жены» не имеют средств доказать свою правоту.
Гражданский брак в православии ставит лже-семью вне Таинств Церкви.
Жизнь сложна, бывают ситуации, когда люди не могут по каким-либо причинам оформить официальные документы, в этом случае в Церкви имеется перечень, когда
венчание
допустимо для нерасписанных пар.
От пробных браков появляются незаконнорожденные дети, которые уже от рождения несут вину за блуд родителей.Запутываясь в пробных блужданиях, люди меняют партнеров, разочаровываются, теряют почву под ногами. Они презираемы со временем в обществе и не приняты в церкви. Путь разочарованных некогда супругов часто оканчивается в наркомании, алкоголизме, поиске новых партнеров и других страстях.
Вопрос | Православная церковь о гражданском браке | Ответы на частые вопросы |
---|---|---|
Что такое гражданский брак с точки зрения церкви? | Сожительство мужчины и женщины без венчания | Это греховное сожительство, которое не признается церковью как брак |
Каково отношение церкви к гражданскому браку? | Считает его грехом | Церковь призывает верующих воздерживаться от гражданских браков и вступать в брак только в соответствии с церковными канонами |
Почему церковь против гражданского брака? | Гражданский брак не дает мужчине и женщине благодати Божией, необходимой для счастливой семейной жизни | Православная церковь считает, что только в венчанном браке мужчина и женщина могут получить благословение Божие на семейную жизнь и на рождение детей |
Каковы последствия гражданского брака для верующих? | Верующие, состоящие в гражданском браке, не могут причащаться, венчаться, становиться крестными родителями | Гражданский брак не признается церковью как брак, поэтому дети, рожденные в таком браке, считаются внебрачными |
Что делать, если я состоял в гражданском браке и теперь хочу венчаться? | Необходимо раскаяться в грехе гражданского брака и зарегистрировать брак в ЗАГСе | После этого можно венчаться в церкви |
Как церковь может помочь верующим, состоящим в гражданском браке? | Священники могут проводить беседы с верующими, состоящими в гражданском браке, и убеждать их зарегистрировать брак в ЗАГСе и венчаться в церкви | Церковь также может оказывать помощь семьям, воспитывающим внебрачных детей |
Интересные факты
-
Православная Церковь рассматривает гражданский брак как нарушение седьмой заповеди: “Не прелюбодействуй”, ибо таковой союз представляется в качестве сожительства вне брака, являющегося греховным. Согласно учению Церкви, единственным законным союзом двух людей является брак, заключенный по церковным канонам.
-
Церковь признает только Венчание, как законный способ создания православной семьи. Венчание считается Таинством, которое соединяет жениха и невесту в единое целое перед Богом и Церковью. Такой брак считается нерасторжимым, а супруги обязаны блюсти верность друг другу и воспитывать детей в православной вере.
-
Гражданский брак рассматривается Церковью как грех прелюбодеяния и блуда или сожительство вне брака. На такое нарушение канонов указывается в Библии: “Брак у всех да будет честен и ложе непорочно, блудников же и прелюбодеев судит Бог” (Послание к Евреям 13:4). Церковь не признает гражданский брак состоявшимся, а потому считаются незаконными дети, рожденные в таком союзе.
Мнение церкви
Церковь ценит чистоту добрачных отношений, отрицая пробные связи, чтобы будущие супруги научились управлять своими гормонами, страстями, помня, что вседозволенность — не благо, а великий грех.
Сексуальное влечение не может быть основой семьи, этот дурман страсти скоро развеивается.
Люди отличаются от животных тем, что у них совокупление происходит с одним партнером, при этом растет ответственность между супругами и за детей. Церковь одобряет растущее влечение супругов, как стимул укрепления семьи. Человек, видящий рядом с собой не партнера по сексу, а будущего родителя своих детей, друга, которому можно все доверить, надежного товарища, не бросившего в трудную минуту, никогда не предложит пробный вариант семьи.
Некоторые «пробные» семьи через некоторое время решаются на подвиг, расписываются в Загсе и даже идут под венец, но возникает вопрос: «Почему это нельзя было сделать сразу?» Брачные договоры, разводы и даже возможность повторного венчания — разрешенные пути отступления от принятого решения создать законные отношения.
Праведность установлена не людьми, священниками, а Богом. Там, где нет
Божьего благословения
, будет царствовать дьявол, в этом вопросе середины нет.
Основой христианской семьи признается только любовь, о которой писал апостол Павел, оставив всем поколениям
«Гимн любви» (1Кор. 13).
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Гражданский брак придумали люди, далекие от Церкви, не боящиеся Бога, не чтущие заветы. Женщины, которые очень хотят замуж, вступают в блудную связь, чтобы любыми средствами удержать мужчину, часто оказываются одинокими и бесплодными. Не оформленные законным образом отношения редко предполагают рождение детей.
Церковь настаивает на долгом периоде узнавания друг друга молодыми людьми перед свадьбой, чтобы не ошибиться в выборе, но это не «пробная «семья.
Тем, кто говорит, что штамп в паспорте никого еще не удержал, каждый священник скажет, что статьи закона также не являются препятствием в совершении преступления. Творец есть Бог закона. Христиане обязаны чтить законы церкви и своей страны.
Частые вопросы
Что говорит церковь о гражданском браке?
Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам данного государства, и не считает его блудным сожительством (об этом сказано в «Основах социальной концепции РПЦ»), но все же семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания.
Как называется грех когда живешь не в браке?
Блудное сожительство, которое, искажая понятие, часто называют гражданским браком, является тяжким грехом: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор, 6, 9-10).
Как церковь относится к сожительству?
Ответ очевиден: такое сожительство имеет все атрибуты брака, но какая либо ответственность в нем отсутствует. Мнение Церкви относительно такого сожительства однозначно. Все интимные отношения между женщинами и мужчинами вне зарегистрированного брака приравниваются к блуду.
Можно ли жить в гражданском браке?
При этом устойчивого юридического определения у этих понятий нет. Что бы заключить гражданский брак ничего не требуется. Партнеры могут начать жить вместе, а могут жить гостевым браком (каждый живет на своей жилплощади).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите официальные позиции Православной Церкви на вопросы гражданского брака, чтобы понимать основные аспекты и принципы, которыми руководствуется Церковь.
СОВЕТ №2
Обратитесь к духовному наставнику или священнику, чтобы получить индивидуальные консультации и разъяснения по вопросам гражданского брака с точки зрения Православия.
СОВЕТ №3
Исследуйте богослужебные тексты и учения Церкви о семье, браке и морали, чтобы глубже понять позицию Православия по данному вопросу.
Исторический контекст отношения церкви к гражданскому браку
Исторический контекст отношения православной церкви к гражданскому браку имеет давние корни, уходящие в глубокое прошлое. Само понятие гражданского брака как альтернативы браку в церковном обряде возникло в период разделения церкви и государства. В истории Российской православной церкви можно выделить несколько этапов в отношении к гражданскому браку.
Сначала церковь относилась к гражданскому браку как к недопустимому явлению, не имеющему никакой юридической силы перед Богом. Однако с течением времени и изменениями в обществе церковь вынуждена была пересматривать свою позицию. В современном мире гражданский брак стал широко распространенной формой семейных отношений, и церковь вынуждена адаптироваться к новым реалиям.
Современное отношение православной церкви к гражданскому браку отличается от жестких запретов прошлого. Сегодня церковь признает гражданский брак как факт гражданского законодательства, но не признает его перед Богом как равноценный браку, заключенному в церковном обряде. Таким образом, гражданский брак не является препятствием для принятия сакраментов церковью, но церковь призывает к заключению брака в соответствии с каноническим правом.