Православная церковь всегда привлекает внимание верующих и неверующих своим мнением по различным вопросам. Одним из таких важных тем является отношение к заговорам. В данной статье мы рассмотрим позицию церкви по этому вопросу, выясним отличие молитвы от заговора, а также ответим на часто задаваемые вопросы о заговорах и их влиянии на духовную жизнь человека.
Можно ли произносить заговоры
Само распространение заговоров идет от религиозного невежества. Люди, считающие себя православными, и даже ведущие церковную жизнь, полагают, что делают нечто благочестивое, когда, например, отправляясь на экзамен, повторяют призывы: «Богородица впереди меня, Ангел Хранитель позади меня, Никола Угодник слева, Параскева Пятница справа».
Тогда как отношение Церкви к заговорам крайне отрицательное. Это большой грех, за который по канонам
налагается епитимья
(время покаяния, на которое человек не допускается к причастию и должен выполнять назначенное священником молитвенное правило, земные поклоны и т.п., чтобы вымолить у Бога прощение. Налагается за особо серьезные грехи).
Малознающих людей вводит в заблуждение то, что, во-первых, в заговорах могут использоваться «благочестивые» выражения вроде упоминания имен святых, а, во-вторых, заговоры иногда попадаются в молитвословах, наряду с правильными молитвами. В таких молитвословах не стоит отметка о благословении на издание от епархиального архиерея, либо это благословение подделано.
Мнение эксперта:
Православная церковь относится к теме заговоров с особым вниманием и осторожностью. Основной принцип – вера в Божественное провидение и силу молитвы. Церковь призывает к бдительности и доверию к Богу, не впадая в панику из-за слухов и сплетен. Отвечая на частые вопросы, духовенство подчеркивает, что вера и молитва являются наилучшей защитой от зла. Важно помнить, что церковь не поддерживает панические настроения и призывает к духовной бдительности, основанной на вере и молитве.
Заговор и молитва – в чем разница
Это разница между верой в Бога и магией, к которой и относятся заговоры.
О магическом сознании написаны богословские труды (например, у Александра Меня), согласно которым, магия для людей является заменой подлинной веры и богообщения. Это явление появилось вскоре после грехопадения. Люди утратили связь с Богом, потом, забыв о Нем, придумали какие-то «высшие силы» и предприняли попытку подчинить их себе с помощью колдовских слов, магических действий или предметов, чтобы таким образом управлять окружающим миром. В этом и есть разница между заговором и молитвой.
Логика такая: если я в такое-то время (при полной луне, на третий день пасхальной недели, в полдень и т.п.), прочту вот эти слова, то мне гарантированно повышение в работе, исцеление, дача в Подмосковье, хороший урожай огурцов и т.д.
И неважно, если даже в заговоре человек обращается не к солнцу и «морю-океану», а к Христу или святым, отношение к ним здесь чисто языческое. Ведь речь идет не об уповании на милость Божию, с которым молящийся отдает свою судьбу в Его руки, ставит Его волю выше своей, а о неких магических словах, которые автоматически дадут нужный эффект. Вынудят высшие силы (в данном случае, получается, Самого Бога) выполнить волю человека. Это, по меньшей мере,
кощунственно.
Вот для примера тексты правильной молитвы и заговора. Очевидно, что они имеют совершенно разное смысловое наполнение:
- Заговор против грыжи у младенцев. Сначала прочесть молитву «Отче наш», затем 3 раза повторить: «Грызь, грызь, я тебя съем. Чем я тебя родила, тем я тебя и выходила» После каждого слова «съем» предписывается кусать грыжу. А под конец произнести «Помоги, Господи, приди на помощь младенцу рожденному молитвенному, крещенному. Молодой месяц взойдет, у младенца грыжа изойдет». Всего рекомендуется провести три «целительных сеанса» в трех фазах лунного роста.
- Молитва об исцелении болящего. «На одре болезни лежащего и смертною раною уязвленного, как некогда воздвигл еси Боже наш Петрову тещу и расслабленного на одре носимого, так и ныне, молим Тебя, болящего посети и исцели: Ты бо Един еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий яко Многомилостив».
В первом случае, описывается магический ритуал. Здесь и колдовская сила луны, и симпатическая магия (символическое откусывание грыжи), и волшебная молитва-заклинание.
Второй текст – настоящее христианское обращение к Богу, в котором переданы скорбь, и надежда молящихся. Вспоминается земная жизнь Христа, как Он исцелял приходивших к Нему больных, как Сам, умирая на кресте, разделил с людьми их страдания.
Подчеркивается, что Бог может сотворить любое чудо.
Вопрос | Ответ | Отношение Русской Православной Церкви |
---|---|---|
Что такое заговор? | Слова или действия, которые якобы обладают магической силой и позволяют человеку достичь желаемого. | Отрицательное. |
Как Православная Церковь относится к заговорам? | Православная Церковь считает заговоры языческим суеверием, которое не имеет ничего общего с христианством. | Резко негативное. |
Почему Православная Церковь осуждает заговоры? | Потому что заговоры основаны на вере в магию, которая противоречит христианскому учению о том, что Бог есть единственный источник силы и власти. | Церковь считает, что заговоры не только не помогают, но и могут навредить человеку. |
Каковы последствия участия в заговорах? | Участие в заговорах может привести к духовным проблемам, таким как потеря веры, страх и тревога. | Церковь призывает своих прихожан держаться подальше от заговоров и других форм магии. |
Как защититься от заговоров? | Лучшая защита от заговоров – это вера в Бога и молитва. | Церковь советует своим прихожанам молиться Богу о защите от зла и не участвовать в любых формах магии. |
О «целителях»
Любое, даже неосознанное обращение к магии плохо. Но хуже всего, когда человек еще и попадает под влияние «целителя».
Сейчас много таких ясновидящих
, которые творят разнообразные чудеса, да еще и духовно наставляют своих клиентов.
Вот кому выгодно, чтобы вера в Бога у людей подменялась суевериями, а молитва — магическими ритуалами.
Тот, кто посещает целителей, слушает их советы и выполняет наставления, отдает свою душу в очень нехорошие руки, и результат не заставит себя долго ждать.
Отчитка молитвами – помощь или грех
Существует особый чин молитв – изгнание из человека злых духов, так
называемая «отчитка»
. Практикуется священниками в некоторых храмах .
В наше время замечено совершенно дикое явление, когда на отчитку стали приходить люди, которые вовсе не одержимы. На волне общего суеверия и религиозной безграмотности, появились безумные идеи, будто слабое здоровье, проблемы на работе, дурной характер, неврозы, склонность ребенка к непослушанию, ит .д. является следствием наличия злого духа в теле человека.
На самом деле, совсем несложно понять, требуется ли действительно читать над человеком этот молитвенный чин. Если человек кричит не своим голосом во время литургии, бьется в конвульсиях при виде священника, падает в обморок, когда на него попадет святая вода, его надо вести на отчитку. Если ни одного из вышеперечисленных «симптомов» не наблюдается, человек не одержим и изгонять бесов из него не нужно.
Например, типичный случай — популярное в церковном народе верование, что если
прочитать сорок акафистов
, сбудется задуманное. Главное здесь то, что человек не говорит Богу «да будет воля Твоя», а пытается навязать Ему свою волю, полагая, что чтение определенных молитв – это некий технический метод достижения нужного результата.
Такое сознание — чисто языческое. Подлинному христианству оно чуждо.
Частые вопросы
Что думают в РПЦ о заговорах?
Православная церковь считает, что заговоры – это грех. Их приравнивают к магии, колдовству, чародейству – способам воздействия на человека или ситуацию с помощью сил зла. Церковь отрицательно относится и к тем, кто обращается к заговорам и заклинаниям, и к тем, кто их совершает.
На чем основывается осуждение заговоров в Русской Православной Церкви?
Отношение Православной Церкви к заговорам основано на Священном Писании. В Библии есть множество стихов, которые осуждают гадание, колдовство и магию. Например, в книге Исход (22:18) говорится: «Не оставляй в живых колдунью». А в книге Второзаконие (18:10-12) перечислены различные виды гадания и магии, которые запрещены Богом.
Приводит ли обращение к заговорам к греху?
Да, приводит. Обращение к заговорам и заклинаниям является грехом, потому что оно предполагает веру в то, что существуют силы зла, которые можно использовать для достижения личной выгоды. Кроме того, заговоры часто сопровождаются обращением к бесам и нечистым духам.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите официальные позиции Православной церкви на тему заговоров, чтобы понимать основные принципы и учения церкви по этому вопросу.
СОВЕТ №2
Будьте критически настроены к информации о заговорах, особенно в интернете, и проверяйте источники, прежде чем принимать что-либо как истину.
СОВЕТ №3
Обсудите свои вопросы и сомнения на тему заговоров с духовным наставником или священнослужителем церкви, чтобы получить более глубокое понимание и поддержку.
Заговоры в практиках суеверия и магии
Заговоры, как часть практик суеверия и магии, давно присутствуют в повседневной жизни людей. В рамках православной церкви такие практики рассматриваются как греховные и недопустимые. Согласно учению Церкви, использование заговоров и обращение к магическим практикам противоречат христианской вере и приводят к отдалению от Бога.
По мнению православных священнослужителей, заговоры являются проявлением доверия к силам, отличным от Божьих, и уводят человека от истинного пути спасения. Церковь призывает верующих отказаться от практик суеверия и обратиться к молитве, покаянию и доверию во Всемогущего.
Часто возникают вопросы о том, почему заговоры считаются негативными и каковы последствия их использования. Православная церковь утверждает, что заговоры открывают двери для влияния злых духов и могут привести к духовной опасности для человека. Такие практики могут искажать реальность, нарушать божественный порядок и приводить к негативным последствиям как для самого человека, так и для его окружения.
Важно понимать, что православная церковь призывает к духовному просвещению и обращению к Богу как источнику истинной силы и защиты. Отказ от суеверных практик, включая заговоры, позволяет человеку обрести духовное равновесие и благополучие в соответствии с божественным учением.