Православная церковь занимает важное место в жизни многих людей, и ее точка зрения на актуальные вопросы, такие как экстракорпоральное оплодотворение, имеет большое значение. В данной статье мы рассмотрим отношение церкви к этой теме, выявим мнение священников, разберем тонкости и нюансы, а также дадим ответы на часто задаваемые вопросы, помогая разобраться в теме и принять осознанное решение.
Нужно ли православным прибегать к ЭКО
Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.
Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.
А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.
Почему именно метод экстракорпорального оплодотворения подвергается такой серьезной критики среди священства? Ответ лежит в сущности самой процедуры: у матери берут несколько яйцеклеток и оплодотворяют их вне организма семенем отца. Зародившиеся эмбрионы делят: часть подсаживают матери, а часть уничтожают или замораживают.
И вот тут появляется проблема, ведь это уже зародившаяся жизнь и ее убивают. Так чем ЭКО лучше
аборта,
ведь и там и там убивают детей. Строгое отношение православной церкви к ЭКО обусловлено именно убийством, которое происходит в процессе данной процедуры.
Такое же негативное отношение Церковь имеет и к суррогатному материнству, в ходе которого ребенок зачастую «покупается».
Мнение эксперта:
Православная церковь относится к экстракорпоральному оплодотворению как к нарушению божественного порядка и естественного процесса зачатия. Согласно учению Церкви, человек не имеет права самостоятельно вмешиваться в божественный акт создания жизни. Экстракорпоральное оплодотворение рассматривается как попытка заменить Божью волю человеческими методами, что противоречит христианским убеждениям.
Церковь призывает верующих придерживаться традиционных способов зачатия и рождения детей, осуждая использование технологий, которые приводят к созданию “искусственных” жизней. Основной аргумент Церкви против экстракорпорального оплодотворения заключается в уважении к божественной природе человека и принятии его как дара от Бога.
На частые вопросы о допустимости экстракорпорального оплодотворения Православная церковь отвечает, что подобные методы несовместимы с христианским мировоззрением и моральными принципами. Церковь призывает обращаться к Богу с молитвой и верить в Его провидение в вопросах зачатия и рождения потомства.
ЭКО с точки зрения православия
Многие ненавистники и гонители Церкви говорят, что негативное отношение ее к данной процедуре обусловлено тем, что Церковь — это вымирающий мамонт, который настроен против технологий, современных возможностей и
науки в целом.
Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.
Наши желания должны быть в контексте
Заповедей Господа,
только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?
Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.
«Человеческая жизнь, не товар, который можно купить и продать, — говорит епископ, — нельзя менять пол, цвет кожи или убивать детей просто потому что хочется. Необходимо действовать в рамках Божьей воли. Нет детей?
Усынови сироту
, которых так много вокруг. Но люди предпочитают уничтожать несколько детей (пусть и в виде эмбрионов), только чтобы получить свое».
Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).
Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.
Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.
Интересные факты
-
Русская Православная Церковь (РПЦ) признает экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) как допустимый метод лечения бесплодия, но с некоторыми оговорками. Церковь считает, что ЭКО не должно использоваться для селекции эмбрионов и что оплодотворенные эмбрионы должны быть имплантированы в матку женщины, а не заморожены или уничтожены.
-
РПЦ выступает против суррогатного материнства, поскольку считает, что оно нарушает естественный процесс родов и может привести к эксплуатации женщин. Церковь также считает, что суррогатное материнство может привести к нарушениям в развитии детей, которые родятся таким образом.
-
РПЦ призывает супружеские пары, которые не могут иметь детей естественным путем, рассматривать другие варианты, такие как усыновление или воспитание приемных детей. Церковь считает, что усыновление или воспитание приемных детей является более нравственно приемлемым способом создания семьи, чем ЭКО или суррогатное материнство.
ЭКО: мнение священников
Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви — ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.
Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.
Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.
Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.
Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион — это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.
Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо .
Брак и семья
— это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих. Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.
Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.
Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис — это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой — разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.
Рождение ребенка — это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.
Использовать медицину для лечения каких-то патологий — это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.
Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.
Частые вопросы
Что думает Православная церковь об экстракорпоральном оплодотворении?
Православная церковь считает экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) приемлемым способом лечения бесплодия при соблюдении ряда условий. Эти условия включают в себя: использование яйцеклеток и спермы, полученных от законных супругов, отсутствие суррогатного материнства и использование только тех эмбрионов, которые были оплодотворены в пробирке.
Какие этические проблемы связаны с экстракорпоральным оплодотворением?
С экстракорпоральным оплодотворением связано несколько этических проблем. Одна из них заключается в том, что при ЭКО создается больше эмбрионов, чем необходимо для имплантации в матку. Это приводит к тому, что некоторые эмбрионы уничтожаются. Другая этическая проблема связана с тем, что ЭКО может привести к многоплодной беременности, что повышает риск осложнений для матери и детей.
Как Православная церковь относится к криоконсервации эмбрионов?
Православная церковь считает криоконсервацию эмбрионов допустимой только в исключительных случаях, когда есть надежда на то, что эмбрионы будут использованы для продолжения рода. Церковь также считает, что криоконсервация эмбрионов должна осуществляться в соответствии со строгими этическими нормами, чтобы предотвратить злоупотребления.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Важно понимать официальную позицию Православной церкви по вопросу экстракорпорального оплодотворения, чтобы избежать недопониманий и конфликтов.
СОВЕТ №2
Прежде чем принимать решение об экстракорпоральном оплодотворении, обратитесь к духовному наставнику или священнику для получения моральной поддержки и консультации.
СОВЕТ №3
Изучите альтернативные методы решения проблем бесплодия, которые соответствуют учению Православной церкви, например, усыновление или патронат над детьми.
Позиция Православной церкви по использованию донорских клеток в процессе ЭКО
Православная церковь относится к использованию донорских клеток в процессе экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с особым вниманием и осторожностью. Согласно учению церкви, человеческая жизнь начинается в момент зачатия, и поэтому любые манипуляции с эмбрионом рассматриваются как вмешательство в Божий дар жизни.
В контексте использования донорских клеток в процессе ЭКО, церковь выражает опасения относительно этических аспектов данной практики. Одной из основных проблем, с которой сталкивается церковь, является вопрос о происхождении донорских клеток. С точки зрения православной морали, использование клеток, полученных от другого человека, может вызвать серьезные этические дилеммы.
При этом, церковь признает, что проблема бесплодия является серьезной и требует внимательного рассмотрения. В свете этого, православная церковь призывает к разработке альтернативных методов лечения бесплодия, которые не противоречат учению церкви и не нарушают священность человеческой жизни.
Таким образом, позиция Православной церкви по использованию донорских клеток в процессе ЭКО является консервативной и основана на принципах защиты жизни и недопущения любых действий, которые могут привести к нарушению этого принципа.