В статье рассматривается история и современное положение Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря в Истре. Читатель сможет познакомиться с архитектурными памятниками, храмами и постройками обители, узнать о настоятелях, святынях, адресе и расписании служб. Эта статья представляет ценную информацию о духовном и культурном наследии монастыря, позволяя расширить знания о его значимости и вкладе в историю религиозной жизни России.
История основания обители
Если смотреть на Ново-Иерусалимский монастырь в Истре с большой высоты, в глазах предстанет прекрасно укрепленная каменная крепость, возвышающаяся на небольшом холме. В центре этого церковного комплекса стоит Воскресенский собор, красующийся
золотыми куполами.
Территория обители напоминает по форме шестиугольник со стенами, которые имеют ширину 3 метра. Высота ограждения Ново-Иерусалимского монастыря составляет 9 метров, а протяженность — 1000 метров.
Ново-Иерусалимский монастырь считается
независимым от любых епархий.
Патриарх Никон основал этот церковный комплекс в 1656 г. Преподобный желал воссоздать обитель, похожую на таковую в святых местах Израиля.
Территория, на которой предполагалось возвести Ново-Иерусалимский монастырь, принадлежала вотчинникам (частным хозяевам), и патриарх Никон договорился с царем Алексеем о приобретении особого права на земли. Местность, на которой совершались постройки церквей и часовен, расширялась за счет владений местных бояр и князей. К примеру, деревню Редькино, вошедшую в состав обители, купили у дьяка по имени Лукьян.
- Перед постройкой окрестности подвергались специфическим видоизменениям: лес, который располагался вдоль берега Истры, вырубили, а небольшой холм увеличили в размерах и укрепили.
- Первый здешний монастырь воздвигли на возвышенности, названной Сион. С восточной стороны от этого сооружения на другом холме построили Елеонскую часовню. Каждая здание носило название, взятое из
Священного Евангелия
. Реку Истру окрестили Иорданом, на её берегу соорудили православный скит для патриарха. Это место, где располагались две небольшие церкви, посвященные
Петру и Павлу
, часто называли «отходной пустыней». - Вскоре на территории обители соорудили женский собор, носивший наименование Вифании, города, описанного в тексте Нового Завета. Многие церковные постройки повторяют внешние очертания священной архитектуры Иерусалимского «Гроба Господня».
- В процессе строительства участвовали квалифицированные мастера, а также множество подсобных рабочих из крестьянской среды. Однако последние жаловались, что, находясь в дальних краях, лишены возможности трудиться на собственной земле. Труд не облегчало даже предоставление финансовых льгот.
- При Никоне монастырь расширился за счет традиционных для Руси деревянных построек. В 1656 г. на территории воздвигли Воскресенский собор, внутри которого находились трапезная и служебные помещения. Через два года церковь освятили, гостем этого великого торжества был царь Алексей, впервые назвавший этот комплекс Новым Иерусалимом, окинув его взором с Елеонского холма. В честь этого на возвышенности поставили символический крест.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в Истре является одним из значимых историко-культурных объектов Подмосковья. Он привлекает внимание как паломников, стремящихся к духовному возрождению, так и туристов, интересующихся историей и архитектурой. Монастырь, основанный в XVII веке, поражает своими древними постройками, величественными церквями и ухоженной территорией. Это место, где сохранились духовные традиции и богатое культурное наследие, привлекает людей своей атмосферой молитвенного покоя и красотой старинных архитектурных ансамблей.
Дальнейшая история
После своего основания монастырь официально получил статус крупного землевладельца. Для обители приобретались близлежащие территории, на большую часть которых выдавались специальные грамоты.
- На строительстве трех главных сооружений (Воскресенского собора, Иверского и Крестного храма) трудились мастера из Беларуси, присланные патриархом Никоном. Первым архитектором комплекса стал знаменитый ремесленник П. Заборский. Возведение храмов приостановили, когда Никона отправили в Ферапонтов монастырь, а мастеров перевели в Оружейную палату.
- В XVII столетии обитель обзавелась собственной библиотекой, в которой находилось большое количество книг патриарха Никона. Среди литературы были экземпляры греческих и раннехристианских фолиантов. В библиотеке стояли Священные Писания, летописи, хронографы, книги о родословных, текста для богослужений, а также иностранные издания. Здесь хранились переводные труды, освещающие филологию, историю и богословие.
- В период с 1666 по 1676 гг. в обители работала собственная типография, переведенная из Иверского монастыря по настоянию Никона. В начале XX столетия рукописи передали на хранение в Синодальную библиотеку.
- В XVII столетии здесь создавалась школа музыки и поэзии, она продолжала традиции польско-украинской манеры песнопения. Настоятели Герман и Никанор брали на себя обязанности руководителя хора. Для этой цели они изучали книги по стихосложению и нотной грамоте.
- В конце XVII столетия из обители изгнали патриарха Никона, чем желали воспользоваться противники, пытавшиеся лишить церковный комплекс приобретенных земель. Однако замысел не удалось осуществить, и территории были признаны за Новым Иерусалимом посредством Соборной грамоты.
- Во время царствования Федора (ученика Никона) возобновилось возведение Воскресенской церкви. Монарх приписал Ново-Иерусалимской обители два десятка монастырей и подарил ей новые земли. Царь Федор лично руководил постройкой и благоустройством. Только в 1681 г. в монастырь позволили вернуться Никону. Однако патриарх уже тяжело болел и скончался на пути в обитель. Преподобного отца похоронили рядом с Воскресенским собором, освященным в 1685 г.
Характеристика | Значение | Дополнительная информация |
---|---|---|
Название | Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь | Один из крупнейших и наиболее известных монастырей России, расположенный в городе Истра Московской области. |
Дата основания | 1656 год | Монастырь был основан патриархом Никоном, который задумал создать в России «Новый Иерусалим» — подобие святых мест Палестины. |
Архитектурный ансамбль | Монастырь представляет собой комплекс из более чем 30 зданий, среди которых выделяются Воскресенский собор, Трапезная палата, Надвратная церковь и др. | Архитектурный ансамбль монастыря выполнен в стиле московского барокко. |
Святыни | В монастыре хранятся многочисленные святыни, в том числе мощи патриарха Никона, икона Божией Матери «Знамение» и ковчег с частицами мощей святых. | Монастырь является местом паломничества для верующих со всего мира. |
История | Монастырь пережил многочисленные исторические события, в том числе нашествие Наполеона, революцию и советское время. | В советское время монастырь был закрыт и использовался в качестве учреждения для колонии для беспризорных детей. |
Современное состояние | В настоящее время монастырь является действующим и открыт для посещения. | Монастырь является объектом культурного наследия федерального значения и входит в состав Государственного историко-архитектурного музея «Новый Иерусалим». |
История от XVIII века и до сегодняшнего дня
В период царствования Петра I в монастыре сократили штат монахов, к тому же обитель поставляла в государственную казну скот, корм и рабочих-ремесленников из числа крестьян.
- При Елизавете финансовое положение «Нового Иерусалима» несколько улучшилось, увеличилось число земель. Императрица выделила деньги на реставрацию Воскресенского собора. Однако большая часть доходов исходила от паломничества.
- В XIX столетии появляются описания обители, которые предназначались для ознакомления с современным укладом и служили источником сведений о древних постройках на территории, обрядах и богослужениях.
- В 1869 г. архимандритом обители назначается отец Леонид, славящийся знаниями археографии. Время, проведенное в обители, он использовал для научной деятельности. Для своей книги он проанализировал архивные документы, находящиеся в местной библиотеке. С 1870 г. ученый отец Леонид работал над проектом церковного музея, посвященного патриарху Никону.
- В начале XX века этот церковный комплекс стал центром активного паломничества. Число обыкновенных посетителей возросло после введения в эксплуатацию железной дороги. За оградой обители вместо каменных домов установили гостиницы из дерева. Здесь могли разместиться богатые паломники, но и о нищих никто не забывал: было построено бесплатное общежитие и монастырское училище. За один год в обитель приходило до 35 тысяч заинтересованных людей.
- После Октябрьской революции церковный комплекс закрыли. В 1921 г. на территории работало только два исторических музея, в коллекции которых были предметы из храмов, ризницы и другие экспонаты музея патриарха Никона. В 1941 г. Воскресенский собор взорвали немецкие военные, множество драгоценных реликвий уничтожили или украли.
- Церковный комплекс возобновил работу в 1949 г., а монастырские сооружения активно восстанавливались.
В 1993 г. патриарх Алексий II вел активные переговоры с властями Москвы о возвращении в подчинение Церкви «Нового Иерусалима».Через год обитель вновь обрела ставропигиальную независимость от епархий. Новым архимандритом Священный синод утвердил отца Никиту.
Архитектура «Нового Иерусалима»
В 1668 г. проводилась опись объектов обители, согласно которой рядом с комплексом находились конюшенный и гостиный дворы, а также небольшие кельи. Территория монастыря обводилась рвом, укрепленным бревнами. Вход в обитель предварялся мостом над этой защитной ямой. Стена комплекса дополнялась восемью башнями, главную из которых украшали часы.
Внутри обители располагались деревянные кельи патриарха и братии, другие здания (хлебная палата, кухня, погреба) были сооружены из камня.
- При строительстве Воскресенского собора использовались чертежи храма в Палестине. На его фасаде и внутри стен вычерчивались поясняющие надписи на иконостасах и белых плитах. Особенного изящества постройке придавало присутствие украшающей керамики. При Никоне было сотворено пять иконостасов из этого материала.
- С восточной стороны от грандиозного собора находилась подземная церковь, освященная в честь Константина и Елены. Она размещалась на уровне 6 метров ниже грунта, имеет прямоугольную форму, плоскую крышу, а ее украшением являлась глава с керамическими плитами. Вскоре вокруг здания вырыли ров, предотвращающий стены от крушения. В середине XVIII внутреннему убранству придали черты барокко.
- Возведение каменной ограды завершили в 1697 г. Её протяженность составляет 1 км, высота — 9 м, а толщина — 3. Верхняя часть каменных стен является боевым ходом, оснащенным орудиями ближнего и дальнего боя. На изломах ограды находятся смотровые башни. Постройка придает церковному комплексу архитектурное единство.
- Некрополь расположен внутри обители и с двух сторон от храма Константина и Елены. При постройке зодчие пытались воссоздать расположение надгробий на иерусалимской земле. Патриарх Никон завещал, чтобы его тело похоронили на здешнем кладбище. Некрополь стал покойным местом для Петра Заборского, иподиакона Никиты, автора биографии Никона И. Шушерина. На здешнем кладбище нашли последний приют члены семей, сделавших вклады в финансовое благополучие монастыря.
Как добраться
Ново-Иерусалимский монастырь, расположенный в городе Истра, является грандиозным памятником православного великолепия, привлекающим
множество паломников.
Обитель находится в городе Истра, Московская область, на улице Советская, 2. Добраться до него можно на автобусе 372, идущим от метро «Тушино» до остановки «Почта». Транспорт едет примерно один час.
Работает монастырь ежедневно с 9:00 утра до 18:00 вечера.
Частые вопросы
Что такое Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь?
Это крупнейший ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области. На территории монастыря расположено несколько храмов, в том числе Воскресенский собор, который является главным храмом монастыря.
Когда был основан монастырь?
Монастырь был основан в середине XVII века патриархом Никоном, который задумал создать на территории России подобие Святой земли. Монастырь был построен по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Какие достопримечательности есть в монастыре?
На территории монастыря находятся несколько храмов, часовен и других сооружений, в том числе:
– Воскресенский собор;
– Трапезная церковь;
– Часовня Константина и Елены;
– Часовня над гробом патриарха Никона;
– Монастырская колокольня;
– Надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи;
– Некрополь.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Планируйте посещение монастыря заранее, чтобы попасть на экскурсию и узнать больше о его истории и архитектуре.
СОВЕТ №2
Уважайте правила поведения в монастыре: при посещении обязательно прикройте женскую часть тела, не громко разговаривайте и не фотографируйте внутри храмов.
СОВЕТ №3
Поддерживайте чистоту и порядок на территории монастыря, не бросайте мусор и уважайте святое место.
Жизнь монастыря в современном мире
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в Истре является не только историческим и духовным центром, но и активно участвует в современной жизни общества. Монастырь активно взаимодействует с городом Истрой и прилегающими населенными пунктами, проводя различные благотворительные и культурные мероприятия.
Одним из важных аспектов жизни монастыря является его социальная деятельность. Монастырь оказывает помощь нуждающимся, проводит благотворительные акции, помогает местным жителям в решении различных проблем. Благодаря участию монастыря в общественной жизни, он становится неотъемлемой частью социокультурного развития региона.
Кроме того, монастырь активно пропагандирует православную культуру и традиции. Здесь проводятся мастер-классы по иконописи, лекции по истории православия, концерты духовной музыки. Монастырь становится местом, где каждый желающий может погрузиться в атмосферу духовного развития и культурного наследия.
В современном мире Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в Истре продолжает играть важную роль не только как религиозный объект, но и как центр социокультурной жизни региона, способствуя духовному обогащению и развитию общества.