Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде – это одно из значимых исторических мест не только для города, но и для всей России. В данной статье мы рассмотрим историю и современное положение этого монастыря, его архитектурные памятники, храмы и постройки, а также поговорим о святынях и настоятелях обители. Узнать адрес монастыря и расписание богослужений также будет полезно для всех, кто интересуется историей и духовной жизнью Нижнего Новгорода.
История обители
Название пустыни произошло от первого храма (Вознесенского), построенного на здешней земле. Печерской же она стала благодаря иноческим пещерам, вырытым на берегу Волги и послужившим началом всей обители.
В первые года XIV в. на берега широкой Волги из знаменитой
Киево-Печерской лавры
прибыл игумен по имени Дионисий. Святитель намеревался основать в здешних землях монашескую обитель, где будет рождаться подвижничество, духовное становление отечества и праведные деяния. О начальном периоде в истории Печерской пустыни практически ничего не известно.
- Дионисий получил благословение от своего наставника на уход из Киево-Печерской пустыни, испытывавшей духовный упадок, с целью основания нового монашеского обиталища. Святитель отправился в путь и взял икону Богоматери «Печерская», обретенную в Успенском собора в 1085 г. В дальнейшем этот чудотворный образ явился главной реликвией Вознесенской пустыни, а также самого Нижнего Новгорода.
- Игумен Дионисий, преданный традициям старины, ископал на берегу реки пещеру, где долгое время молился и соблюдал пост. Слава о великом аскете в скором времени распространилась по всей округе, пришли и другие монахи, желавшие просветления. Так как количество братии возросло, появилась необходимость в расширении помещений для молитв и отдыха. На уступе горы, находящейся неподалеку, монахи начали возводить деревянную церковь, освященную в честь
праздника Вознесения Христа
. - Рядом с первым собором родились братские кельи, небольшая звонница и хозяйственные помещения. Число насельников возрастало, первым настоятелем обители справедливо назначили преподобного Дионисия. Святитель обучал монахов смирению, основам иноческой жизни и подвижничеству, он сам являлся живым и строгим примером аскетизма. Спустя время его ученики Макарий и Евфимий основали пустыни в Суздале и Макарьеве, а после были причислены к лику святых.
При ведении хозяйства использовались особые вкладные книги, куда вписывались пожертвования от разных прихожан. Духовная жизнь Вознесенской пустыни не отклонялась от заветов Киево-Печерской лавры. Обитель чрезвычайно почиталась помещиками, боярами и великими князьями, которые искали здесь благословения и мудрого совета, неся с собой щедрые дары.
Становление монастырского комплекса
В конце XIV столетия Русь стояла на пороге решающих битв с монгольской Ордой, поэтому духовные авторитеты, среди которых был Дионисий, освящали отечество и придавали сил для победы. Преподобный архимандрит упорно трудился во благо монастырского комплекса и русского христианства.
- Печерская обитель продолжала развиваться и после смерти своего настоятеля, почившего в 1385 г. Она укреплялась, несмотря на разграбления и другие бедствия. Князья и богатые помещики продолжали вносить необходимые вклады, дарили земли, села и рыболовные угодья, все это помещалось в монастырскую казну. Не оставались в стороне от благодеяний и простые прихожане. Подобное финансирование позволило братии приобретать новые территории недалеко от пустыни. В начале XVI столетия царь Василий III закрепил за Вознесенским монастырем статус неприкосновенного комплекса с особыми привилегиями.
- Однако процветающая пустынь много раз подвергалась разорению и сожжению. В середине XVI века началось активное возведение каменных построек, среди нескольких соборов на территории выделялся монументальный Вознесенский храм. В конце столетия на территории красовалась высокая колокольня, а также стояли кельи, больница и хозяйственные постройки. Вокруг обители воздвигли деревянный забор со святыми вратами.
- К сожалению, весь комплекс был уничтожен горным оползнем в 1597 г. За неделю до катастрофы братия рассмотрела признаки скорого обрушения горных пород и смогла спасти церковную утварь и святыни. Монахи видели суровую гибель родной обители, но им оставалось только молиться о божественной милости.
Вскоре после сошествия оползня иноки обнаружили нетленные останки преподобного Иоасафа, почившего в пустыни за 30 лет до происшествия. На месте обретения воздвигли святую гробницу, а через год рядом построили деревянный храм, освященный во славу торжества Преображения Христа.
Новую Вознесенскую обитель решили восстанавливать ближе к городской черте, опасаясь повторного схода горных пород. В конце XVIII столетия центральный деревянный храм заменили каменным.
Характеристика | Описание | Детали |
---|---|---|
Название | Вознесенский Печерский мужской монастырь | Православный мужской монастырь в Нижнем Новгороде. |
Местоположение | Нижний Новгород, Россия | Монастырь расположен на берегу реки Оки, в центре Нижнего Новгорода. |
Дата основания | 1329 год | Монастырь был основан в 1329 году преподобным Дионисием Суздальским. |
Архитектурный стиль | Древнерусский | Монастырь построен в древнерусском архитектурном стиле. |
Главные достопримечательности | Пещеры, соборы, колокольня | В монастыре есть пещеры, соборы и колокольня. |
Количество монахов | Более 100 | В монастыре проживает более 100 монахов. |
Статус | Действующий | Монастырь является действующим. |
Расписание богослужений | Ежедневно | Богослужения в монастыре проводятся ежедневно. |
Восстановление пустыни
На старом месте обитель простояла 270 лет, для нового монастыря выбрали холмистую местность, которую пришлось выравнивать. Настоятель Трифон вел переговоры с царем Феодором и просил помощи в восстановлении. Деревянные постройки создавались на государственные средства, запросы о возведении каменных зданий долгое время отклонялись московской комиссией.
Только в 1631 г. будущий Вознесенский храм получил белокаменный подклет, в 1645 г. появилась надвратная церковь Евфимия Суздальского, а в 1648 г. — Успенский собор. Печерский монастырь, укрепленный камнем, предстал живописным и одухотворенным комплексом.
- Одновременно с Вознесенским храмом строилась колокольня. Её нижняя часть создавалась по старым методикам и напоминала первый ярус строения, уничтоженного оползнем. Сдвоенные арочные окна придавали колокольне сходство с итальянскими башнями. В XVIII деревянный шатер заменили каменным, строение отличалось наличием часов и колокола, созданного немецкими мастерами.
- Храм Евфимия Суздальского — единственный представитель российских шатровых церквей, которую поставили над Святыми вратами. Собор по своей форме предстал восьмиугольным строением, завершенным пирамидальной кровлей. Церковь, при строительстве которой вдохновлялись образом Архангельского собора, отличалась гармоничной пропорциональностью.
- В этот же период в стенах монастыря появилась трапезная с отапливаемым Успенским собором. Внутреннее пространство здания перекрывалось сводом, шатер нетривиально выступал только в роли декоративного элемента. Эта особенность выделяла постройку из числа подобных. Четырехугольная форма изящно обрамлялась закомарами на каждой стороне. Фасады декорировались крупными кирпичными наличниками. В трапезной располагалось два алтаря, что позволяло проводить здесь богослужения. Крытая галерея практично соединяла главные соборы.
- Одновременно с церквями в монастырском комплексе появлялись архиерейские палаты и братские кельи. Настоятельский корпус неоднократно перестраивался, так как росло значение Нижегородской епархии и её настоятелей. На северной стороне архитектурного комплекса находилась Петропавловская церковь, которая ранее называлась Макарьевской. Переосвящение в честь великих апостолов произошло в 1858 г.
- В 1765 г. над восточным входом в Вознесенскую обитель воздвигли Покровский храм. Здание восстановили в 1848 г. после пожара 1800 г. Так как восточные врата имели второстепенное значение, храм создавался в простых традициях. Сегодня здание сохранилось только частично. Западный вход, как самый важный, увенчали в 1895 г. пятью главами.
Иногда обитель служила местом, где содержались церковные и государственные преступники. Вознесенский монастырь проявлял милосердие к беднякам и сиротам, располагал собственными больничными палатами и богадельнями, содержал увечных и обездоленных.
Советский период и наши дни
После революции 1917 г. обитель разделила горькую участь разорения и запустения вместе с другими монастырями. В 1925 г. Печерская пустынь перешла во владение музейных органов, которые приняли на себя обязанности охраны старинного архитектурного комплекса. Однако большевики разграбили ризницу и сделали из церковных строений складские помещения и обычные квартиры.
- В 1931 г. на переплавку пошли десять колоколов, ограды и православные кресты. В центральном (Вознесенском) храме организовали столярный завод, а в подвалах обустроили овощехранилище. Успенская церковь переквалифицировалась под архив, а настоятельские покои стали кинотеатром.
- Лишь в 1960 г. Вознесенской обители присвоили звание памятника архитектуры. Реставрация началась в 1971 г., мастерам частично удалось восстановить старинный образ комплекса.
- В 1994 г. пустынь официально перешла под управление РПЦ, настоятелем выбрали иеромонаха Александра. Освящение Вознесенской церкви состоялось в 2000 г., а через некоторое время на колокольню подняли колокол, в точности повторявший экземпляр XVI столетия.
- В 2001 г. прихожанам посчастливилось прикоснуться к чудотворным останкам, привезенным из знаменитой Киево-Печерской обители.
Сегодня на территории обители полным ходом продолжаются восстановительные работы. Благодаря трудам братии и милосердным пожертвованиям благочестивых граждан в короткий срок были полностью отремонтированы братские корпуса и настоятельные покои, открылась церковная лавка. Осуществляется роспись стен Вознесенского храма и трапезной, появляются новые колокола. Возрождающийся монастырь приобретает значение духовного центра Нижегородской области.
Мнение эксперта:
Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде вызывает восхищение у многих экспертов и исследователей истории и архитектуры. Его уникальное расположение на высоком берегу Волги, архитектурный ансамбль, включающий древние храмы и здания, а также богатая история делают его значимым объектом культурного наследия. Эксперты отмечают, что монастырь является не только религиозным центром, но и важным историческим памятником, привлекающим туристов и паломников со всего мира. Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде олицетворяет духовное и культурное наследие региона, привлекая внимание специалистов и ценителей истории.
Информация для паломников
Действующий Вознесенский монастырь принимает паломников и проводит богослужение, врата открыты с 7:30 до 18:00.
В соборах пустыни православные верующие имеют возможность воздать молитву перед иконами Пречистой Богородицы
«Оранта»
,
«Федоровской»
и
«Печерской»
. Здесь также хранятся образы святого
великомученика Пантелеймона
и преподобного Дионисия Суздальского. Большое значение имеют находящиеся в стенах монастыря
мощи Матроны Московской
и Симеона Вертохурского.
Обитель располагается в Нижнем Новгороде на ул. «Приволжская слобода», строение № 108. Ближайшая остановка транспорта — «Донецкая улица».
Вознесенский собор, прославившийся своей историей, богатствами и авторитетом, сегодня широко раскрывает врата для православных верующих. Обитель, видевшая многие ужасы бытия, помогает прихожанам обрести умиротворение, возникающее здесь естественным путем.
Интересные факты
-
Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде был основан в 1329 году и является одним из старейших монастырей в России. Он расположен на берегу реки Оки и занимает площадь более 15 гектаров.
-
В монастыре хранятся мощи святого Макария Желтоводского, который основал Троице-Сергиеву лавру. Также в монастыре находится могила князя Дмитрия Пожарского, который освободил Москву от польских интервентов в 1612 году.
-
Вознесенский Печерский мужской монастырь является одним из самых посещаемых туристами мест в Нижнем Новгороде. В монастыре проводятся экскурсии, во время которых можно увидеть уникальные фрески и иконы, а также узнать об истории монастыря и его основателях.
Частые вопросы
Как доехать до Печерского монастыря Нижний Новгород?
на автобусе № 5 до остановки «Монастырь» или до «Сенная» на № 2, 16, 17, 28, 40, 45, 52, 58, 62, 64, 90,на маршрутном такси до остановки «Сенная» на маршрутах № т24, т40, т45, т57, т74, т83, т97, т98, 304,Ещё
Как был основан Печерский монастырь?
Изначально все отшельники жили в пещерах, которые они создавали себе сами в углублениях горы. Впоследствии на склоне горы стали сооружать постройки из дерева, куда переместились монахи. Кроме этого появился и первый храм, названный церковь Вознесения. Именно по нему монастырь в итоге и стал Вознесенским Печерским.
Какие монастыри есть в Нижегородской области?
Вознесенский Печерский мужской монастырь … Благовещенский мужской монастырь … Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь … Городецкий Феодоровский мужской монастырь … Малиновский скит … Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь … Крестовоздвиженский женский монастырьЕщё
На каком автобусе доехать до Кремля Нижний Новгород?
Как доехать до Кремля в Нижнем Новгороде? Он располагается на площади Минина и Пожарского, в месте слияния рек Оки и Волги, на вершине гористого мыса. Если вы прибываете на Московский вокзал, то добраться с него можно будет маршрутными такси № 34, 54, 81, 134, 172 и другими.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Планируйте посещение монастыря заранее, чтобы уделить достаточно времени на осмотр всех его достопримечательностей.
СОВЕТ №2
Не забудьте посетить Вознесенскую церковь, иконостас которой удивит вас своей красотой и уникальностью.
СОВЕТ №3
Обязательно посетите монастырскую лавку, где можно приобрести священные предметы, сувениры и вкусные домашние сладости.
Архитектурные особенности монастыря
Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде является одним из выдающихся памятников русской архитектуры. Он был основан в 1350 году и с тех пор неоднократно перестраивался и расширялся. Основное здание монастыря – Вознесенский собор, построенный в стиле русского классицизма. Собор имеет пятиглавую форму, что является типичным для православных храмов. Внутреннее убранство собора украшено фресками и иконами, создавая атмосферу благоговения и молитвенной покорности.
Особенностью архитектуры монастыря является также его каменный забор, который окружает территорию монастыря. Забор украшен барельефами, изображающими сцены из Библии и истории монастыря. Это является не только элементом защиты, но и символом веры и истории монастырского сообщества.
Важным элементом архитектуры монастыря является также его колокольня. Высота колокольни достигает 75 метров, и она видна из разных точек города. Колокольня служит не только для звонов и призыва к молитве, но и является своеобразным символом монастыря и его роли в жизни города.