
Пояснительная записка
Одной из главных задач учреждения среднего
профессионального образования является формирование у обучающихся
общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, среди которых вечные
нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура
поведения.
Культура поведения всегда тесно связана с
моралью, с общим развитием, знаниями и мировоззрением человека, со всем, что
составляет его внутреннюю культуру. Многие правила культуры поведения,
характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из
норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и
точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго
регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и
обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по
воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом
студентов в колледж. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты во
время обучения в школе, то в колледже приходится восполнять этот пробел и
нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать обучающихся, у которых
укоренились отрицательные привычки.
Опыт работы показывает, что многие школьники,
придя в колледж, не соблюдают этических норм культуры поведения: они грубы и
развязны, невежливы друг с другом и окружающими, нередко нарушают общественный
порядок. Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед колледжем
задачу: привить студентам навыки культурного поведения в определенной системе,
связанной, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
Спецкурс эстетического и этического воспитания студентов "Школа этики и
этикета" состоит из 7 разделов: нормы культурного поведения, история этикета,
эстетическая грамматика, истоки, искусство, профессиональная этика, результаты.
Главные идеи:
воспитание общей культуры,
основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
принятие студентами нравственных
ценностей и обусловленных ими принципов поведения в собственную систему
ценностей, знаний и убеждений;
предъявление студентами
нравственно-этических требований к себе и своему поведению;
осознание студентами необходимости
соблюдения норм поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранении чувства
собственного достоинства и уважения достоинства других людей;
применение полученных знаний и
умений в практике собственного поведения;
Главная цель:
Формирование эстетически и этически организованной учебно-воспитательной среды
Задачи:
v
создавать в колледже условия для
повышения качества воспитания студентов;
v
вовлекать студентов в
художественно-творческую деятельность и приобщать их к этическим и эстетическим
нормам культуры;
v
вырабатывать у студентов
потребность в приобретении знаний о нравственных нормах и создавать ситуации для
их практического применения;
v
изучать со студентами нравственные
традиции их семей, поколений и страны;
v
создавать условия для нравственного
самовоспитания студентов.
Направления деятельности:
v
диагностика уровня воспитанности
студентов;
v
формирование эстетически и этически
учебно-воспитательной среды;
v
воспитание у студентов нравственных
принципов и этических норм культуры поведения;
v
создание условий для проявления
студентами собственных достижений и своих нравственных качеств;
Содержание воспитательной работы:
v
изучение нравственной воспитанности
студентов и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности
методами и формами воспитательного взаимодействия;
v
изучение нравственного климата в
семьях студентов и учебных группах;
v
разностороннее развитие
нравственного мышления студентов, привлечение возможностей социума для
формирования этических и эстетических норм культуры студентов;
Формы и методы работы:
v
спецкурс эстетического и этического
воспитания студентов "Школа этики и этикета";
v
тематические классные часы;
v
тренинги нравственного
самосовершенствования, сюжетно-ролевые игры;
v
экскурсии, знакомство с
историческими и памятными местами города;
v
беседы, дискуссии по нравственной
тематике;
v
изучение нравственного наследия,
имеющего общечеловеческий характер;
Техническое оснащение и наглядные
пособия:
v
компьютер;
v
проектор;
v
экран;
v
дидактический материал;
v
художественные рисунки и
иллюстрации;
v
мультимедийные презентации
Формы подведения итогов:
v
тестирование;
v
конкурсы;
v
общеколледжные мероприятия.
Спецкурс эстетического и этического воспитания студентов "Школа этики и
этикета" рассчитан на 30 часов и предназначен для студентов 1 курса.
В конце курса проводится итоговое тестирование и
общеколледжный конкурс "Лучшие выпускники школы этики и этикета".
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Раздел I
"Нормы культурного поведения" |
1.1 |
Введение |
1 |
Классный час |
1.2 |
Выявление уровня воспитанности студентов |
1 |
Тестирование |
1.3 |
Вежливые слова, хорошие манеры |
1 |
Дискуссия |
Раздел
II
"История этикета" |
2.1. |
Этические нормы и их происхождение
«Что такое этикет?» |
2 |
Классный час, дискуссия |
2.2. |
Азбука маркиза этикета |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Раздел III
"Эстетическая грамматика" |
|
3.1. |
Этикет и его
эстетическая сущность |
1 |
Классный час |
3.2. |
Этикет и
внешний вид |
1 |
Дискуссия |
3.3. |
Этика
отношений в коллективе |
1 |
Тренинг |
3.4. |
Игра «Счастливый случай» |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
3.5 |
Этика отношений к
окружающим |
1 |
Тренинг |
Раздел IV
"Профессиональная этика" |
4.1 |
Понятие профессиональной этики |
1 |
Классный час |
4.2 |
Милосердие |
1 |
Классный час |
4.2 |
Учись общаться с коллегами |
1 |
Тренинг |
4.3 |
Учись общаться с пациентами |
1 |
Сюжетно-ролевая игра |
Раздел V
"Истоки" |
5.1 |
Пожилые люди богатство страны |
1 |
Классный час |
5.2 |
Семья – основа общества |
1 |
Классный час |
5.3 |
Нравственное наследие |
1 |
Классный час |
5.4 |
Вредные привычки – социальная болезнь |
1 |
Дискуссия |
Раздел VI
" Искусство" |
6.1 |
Пешеходные экскурсии по Москве |
2 |
Экскурсия |
6.2 |
Изучение живописи,
декоративно-прикладного искусства |
3 |
Экскурсия |
6.3 |
Посещение профессиональных медицинских
музеев |
3 |
Экскурсия |
Раздел VII
"Результаты" |
7.1 |
Мониторинг уровня воспитанности |
1 |
Тестирование |
7.2 |
Соревнование "Лучшие выпускники школы
этики и этикета " |
2 |
Общеколледжный конкурс |
|