Совершенно справедливо результат любой деятельности человека оценивается по
произведенному им продукту. Продуктом деятельности всего коллектива нашего
образовательного учреждения является специалист. Каким мы видим нашего
специалиста, легко понять, если обратиться к миссии колледжа. Попросту говоря,
мы видим продукт своей деятельности таким, с каким хотели бы иметь дело в случае
необходимости, если нам, нашим близким и далеким необходима будет медицинская
помощь. Мы хотим быть уверены, что наш специалист будет специалистом самого
высокого уровня профессиональной культуры.
Процесс подготовки любого медицинского работника очень трудоемок, как широк и
диапазон его деятельности. Для того чтобы достичь лучших результатов, необходимо
планомерно подходить к вопросам обучения, проводить поэтапный контроль
правильности намеченного и своевременно корректировать траекторию подготовки
специалиста, то есть управлять процессом.
Для воплощения в жизнь намеченных результатов необходим коллектив
единомышленников – ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (с большой буквы), способных творить
чудеса, за три-четыре учебных года создавая современного специалиста. Главным
подспорьем в их нелегком труде является научно-методическая работа, основная
цель которой
состоит в достижении оптимального качества образования, воспитания и личностного
развития будущих специалистов. А основные ее
(научно-методической работы) задачи:
1.
непрерывный профессиональный рост каждого преподавателя, его творческое
развитие,
2.
актуализация богатейших традиций,
3.
реализация накопленного опыта управления процессом подготовки специалистов.


Непрерывный профессиональный рост каждого преподавателя колледжа, его творческое
развитие
– процесс управляемый, существует перспективный пятилетний план повышения
квалификации преподавателей по педагогике и по специальности. Данный план
корректируется минимум один раз в год. Стало традицией обучать всех
преподавателей, не имеющих профессионального педагогического образования, на
факультете профессиональной переподготовки Московского педагогического
государственного университета по теме «Педагогика профессионального
образования». Прошли обучение 65% преподавателей специальных дисциплин, но
программа продолжается, и в этом учебном году слушателями факультета являются 3
наших сотрудника.
1.
Активно работает «ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»
Деятельность Школы педагогического мастерства направлена на формирование и
совершенствование профессиональных качеств, профессиональное развитие
преподавателей. В колледже налажена деятельность по адаптации молодых
преподавателей: с ними проводится индивидуальная работа, занятия в Школе
педагогического мастерства. ЦЕЛЯМИ
работы Школы в колледже являются:
1.
совершенствование педагогического мастерства, профессиональное развитие
преподавателей;
2.
обмен передовым педагогическим опытом, мировым опытом воспитания профессионалов
сестринского дела;
3.
помощь преподавателям в освоении методов активного и интерактивного обучения;
4.
подготовка педагогического коллектива к внедрению Федеральных государственных
образовательных стандартов, основанных на модульно-компетентностном подходе в
обучении;
5.
создание единого образовательного пространства.
В разные годы тематика занятий посвящалась актуальным проблемам: организации
внеаудиторной самостоятельной работы, содействию внедрения новых педагогических
технологий (методы проекта, кейс-стади, методика «Достижения прогнозируемых
результатов», применение на теоретических занятиях рабочих тетрадей, созданных
преподавателями колледжа и др.), информатизации образовательного процесса (98,3%
преподавателей являются активными компьютерными пользователями), созданию
контролирующих оценочных средств к Федеральным государственным образовательным
стандартам.
Заседания в школе педагогического мастерства проводят как преподаватели
колледжа, так и приглашенные специалисты из учебных и исследовательских
педагогических учреждений. Занятия были посвящены следующим проблемам.
Ø
«Создание контрольно-оценочных средств к федеральным государственным
образовательным стандартам» (совместно с сотрудниками Московского
государственного открытого педагогического университета, разработчиками
государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена по
биологии П.М. Скворцовым и В.С. Рохловым, председателем методического
объединения преподавателей биологии средних образовательных учреждений
России) – проект 2011-2012 учебного года;
Ø
«Достижение прогнозируемых результатов» (профессор Московского педагогического
государственного университета В.В. Лебедев) – проект 2010-2011 учебного года;
Ø
«Применение Кейс-метода» (Волкова М.М.);
Ø
«Формирование общих компетенций» (Масягина В.А.);
Ø
«Психология развития» (группа преподавателей Московского педагогического
государственного университета);
Ø
Обобщение педагогического опыта (Волкова М.М.);
Ø
Разработка теоретического занятия (Караулова Н.Н.);
Ø
Подготовка к внедрению ФГОС
(Коваленко Т.В., Волкова М.М.);

Занятие в школе педагогического мастерства
Ежегодно
преподавателями колледжа проводятся Мастер-классы, которые также стали
прекрасной школой передачи педагогического опыта.
Масягина В.А.,
Караулова Н.Н. и Улыбин В.А. являются председателями городских методических
объединений.
Уникальность
нашего колледжа состоит в творчески настроенном коллективе, активно
внедряющем информационные и инновационные технологии, принимающем участие в
совершенствовании среднего медицинского образования страны, в разработке
стратегии среднего профессионального медицинского образования, разработке ГОС,
ФГОС, программ и стандартов дополнительного профессионального образования, чему
способствует сложившаяся благоприятная среда для партнерского взаимодействия
всех участников образовательного процесса.
Результаты творческого развития преподавателей колледжа активно
продемонстрированы достижениями в профессиональном конкурсе «Преподаватель
года», ежегодно проводимым Департаментом здравоохранения города Москвы:
Караулова Н.Н. стала призером в 2009 году, Масягина В.А. в том же году –
лауреатом, Кузнецова С.А. – лауреат 2010 года, в 2011 г. победителем
второго тура стала Короткова Е.В.


Лауреат конкурса
Кузнецова Светлана Анатольевна |
 |
 |

Победитель второго тура
Короткова Елена Владимировна
|

Концепция научно-методического развития
Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы
«Медицинский колледж № 2 Департамента здравоохранения города Москвы»
базируется на выполнении основной
миссии колледжа – подготовке
высококвалифицированных специалистов со средним медицинским образованием,
компетентных, ответственных, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к
постоянному профессиональному росту.
Методическое сопровождение образовательного процесса призвано обеспечить
подготовку таких специалистов, максимально подготовленных к профессиональной
деятельности.
Сотрудники колледжа
традиционно участвуют в разработке
образовательных стандартов, все поколения образовательных стандартов
по специальности «Сестринское дело» создавались при участии наших специалистов.
Особые условия создания Федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС) третьего поколения были продиктованы необходимостью постоянного
взаимодействия с работодателями. Так, в колледже были разработаны анкеты,
проведено обследование потребностей лечебно-профилактических учреждений в
обучении специалистов определенным компетенциям, необходимым для осуществления
практической деятельности. Результаты были проанализированы, с их учетом
корректировалось содержание ФГОС.
Еще одним
аспектом научно-методической работы коллектива является разработка примерных
программ. К ФГОС по специальности 060501 Сестринское дело полностью
разработаны две примерные основные профессиональные
образовательные программы (ПОПОП) для базовой и углубленной подготовки: базисный
учебный план, примерные программы дисциплин и профессиональных модулей.

Следующим нашим шагом после
создания программного обеспечения всех образовательных программ является
стратегическое планирование
создания методического сопровождения образовательного процесса.
В колледже действуют Трехлетние программы методического обеспечения
образовательного процесса (пятая
программа рассчитана на 2008
– 2011
гг., шестая
действует с 2012
года и рассчитана до 2015
года), в соответствии с которыми методическая деятельность преподавателей
направлена на решение задач:
1.
создание и
обеспечение Федеральных и образовательных стандартов и их методического
сопровождения по специальности среднего профессионального образования
«Сестринское дело»;
2.
методическое
обеспечение процесса воспитания и развития личности обучаемых;
3.
методическое
обеспечение Государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования по специальностям: «Сестринское дело» базового и
повышенного уровней образования и «Лечебное дело» повышенного уровня
образования;
4.
оснащение процесса обучения на циклах повышения квалификации современным,
отвечающим потребностям практического здравоохранения программным и методическим
обеспечением;
5.
методическое
обеспечение и совершенствование форм и методов организации и проведения
самостоятельной работы студентов: аудиторной и внеаудиторной;
6.
разработка и
внедрение активных и интерактивных методов обучения;
7.
совершенствование материально-технического и методического оснащения учебных
кабинетов колледжа.
Анализ реализации Программы
происходит не менее двух раз за учебный год. По его результатам проводится
необходимая коррекция планов и собственно Программы, что неизбежно при активной
творческой деятельности преподавателей.

Подготовка специалистов, максимально подготовленных к профессиональной
деятельности, невозможна без взаимодействия образовательного учреждения с
учреждениями, или, как теперь будет принято их называть в соответствии с законом
Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»,
организациями здравоохранения. При участии работодателей создаются все
образовательные программы колледжа. Специально для практического здравоохранения
созданы авторские программы повышения квалификации:
«Актуальные проблемы
формирования здорового образа жизни» (утверждена Ученым советом Департамента
здравоохранения города Москвы); «Сестра общей практики» и др.
Последняя программа утверждена приказом МЗСР в качестве программы
дополнительного образования. Все программные документы, как и материалы
Федерального образовательного стандарта по специальности 060501
Сестринское дело создавались при участии работодателей.
Колледж активно участвует в научно-практических конференциях, организуемых
Департаментом здравоохранения города Москвы и Ассоциацией медицинских сестер
Москвы. Для практического здравоохранения создано электронное
учебно-методическое пособие «Школы здоровья», вышедшее в издательстве МЦФЭР как
приложение к журналу «Главная медицинская сестра»1, в котором
представлены материалы, созданные коллективом преподавателей колледжа:
программно-методические материалы, лекции и презентации для помощи медицинским
сестрам, работающим в школах здоровья центров здоровья.
1Документы
главной медицинской сестры. Школы здоровья: МЦФЭР Медицина, М., 1, 2011.
Большую пользу для совершенствования процесса подготовки специалистов приносит
участие сотрудников колледжа в организации и проведении профессиональных
конкурсов специалистов практического здравоохранения. Особо хочется отметить как
самый успешный наш проект – разработка материалов, организация и проведение
конкурса фельдшеров скорой помощи Центрального федерального округа, – совместная
работа со специалистами Московской станции скорой и неотложной помощи им. А.С.
Пучкова.
Организация и проведение конкурса «Мастера Центральной России»
среди фельдшеров скорой и неотложной помощи» отмечено Благодарностью
Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе
Полтавченко Г.С.

Коллектив
колледжа как разработчик образовательных стандартов и примерных программ
федерального значения помогают в реализации образовательных программ своим
коллегам:
Ø
проводились региональные семинары по проблемам внедрения ФГОС:
•
для Поволжского федерального округа (г. Кузнецк, Пензенской обл.)
•
для Сибирского, Уральского, Дальневосточного федеральных округов
(г. Омск)
•
для областей Центрального федерального округа России (г. Тула)
Ø
проводились лекции для преподавателей образовательных учреждений Департамента
здравоохранения города Москвы.
Коллектив колледжа активно участвует в проведении
педагогических чтений для преподавателей города.
В традиции нашего колледжа
оказывать консультативную помощь своим коллегам из образовательных учреждений
Москвы, России, от всей души всегда готовы прийти на помощь в тех вопросах, в
которых мы компетентны.
При непосредственном участии преподавателей и сотрудников колледжа прошло много
значимых мероприятий, в том числе под эгидой Департамента
здравоохранения города Москвы (приложение 1).
Исследовательская деятельность студентов организована:
работают кружки цикловых комиссий
специальных дисциплин, фармакологии, психологии, биологии, литературе,
клуб любителей английского языка. Исследовательская деятельность студентов
презентуется на научно-практических конференциях, на заседаниях цикловых
комиссий. В январе в колледже ежегодно проходит,
ставшая уже традицией,
междисциплинарная студенческая научная конференция, приуроченная к
Дню студентов (Татьянин день) на темы, актуальные для практического
здравоохранения. Последние годы темы конференций касались профилактической
деятельности сестринского персонала. Проводятся и другие
профильные конференции, последняя из них
проходила в апреле 2012 года и была полностью посвящена актуальным проблемам
менингококковой инфекции. Целью каждой конференции является обучение студентов
проведению поисковой и исследовательской работы (наряду с воспитательными и
познавательными целями). Методические разработки конференций – труд
преподавателей, являются хорошим подспорьем для продолжения и совершенствования
такого вида деятельности, вовлечения все новых преподавателей в организацию
исследовательской деятельности студентов.

В колледже
существует концепция научно-методической работы, суть которой базируется на
выполнении основной миссии колледжа – подготовке
высококвалифицированных специалистов со средним медицинским образованием,
компетентных, ответственных, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к
постоянному профессиональному росту.
Методическое сопровождение образовательного процесса призвано обеспечить
подготовку таких специалистов, максимально готовых к профессиональной
деятельности.
Главной целью научно-методической работы считаем достижение оптимального
качества образования, воспитания и личностного развития будущих специалистов.
Основными задачами научно-методической работы преподавателей колледжа являются
непрерывный профессиональный рост каждого преподавателя, его творческое
развитие, актуализация богатейших традиций, реализация накопленного
опыта управления.
Оценку результатов нашей деятельности
дали аккредитационные экспертизы, некоторые данные приведены ниже (приложение
2).
Конечные результаты – наши выпускники, радующие
своими успехами.

1.
Организации научно-методической деятельности в колледже вполне соответствует
девиз: «Традиции. Опыт. Творчество».
2.
Коллектив колледжа трудоспособен и готов к достижению новых вершин.
3.
Готовы делиться своими трудами, помогать другим добиваться успехов.
Приложение
1
Мероприятия, проведенные при непосредственном участии преподавателей колледжа
Год |
Название мероприятия |
Организаторы |
2006 |
Конференция «Наследственные и врожденные заболевания» |
Григорьева Н.В., Орехова М.А. |
2006 |
Педагогические чтения преподавателей общегуманитарных и
социально-экономических дисциплин, специальных дисциплин по
актуальным проблемам |
Коваленко Т.В. |
2006 |
Малые олимпийские игры |
Улыбин В.А. |
2006 |
Выступление на Городской конференции «Престиж образовательного
учреждения» |
Волкова М.М. |
2007 |
Педагогические чтения преподавателей общегуманитарных и
социально-экономических дисциплин, специальных дисциплин по
актуальным проблемам |
Коваленко Т.В. |
2007 |
Проведение научно-практической конференции «Актуальные проблемы
гериатрии и геронтологии» |
Кузнецова И.Н.,
Березина Т.В. |
2006 |
Преподаватель года среди преподавателей колледжа с проведением
Мастер-классов |
Коваленко Т.В. |
2007 |
Преподаватель года среди преподавателей ГОУ СПО Департамента
здравоохранения города Москвы |
Коваленко Т.В. |
2007 |
Социологические проекты студентов по здоровому образу жизни студентов
медицинского колледжа №2 |
Масягина В.А. |
2007 |
Выступление на Городской конференции «Образовательные программы и
программы артериальной гипертонии» для медицинских сестёр ЛПУ
Департамента здравоохранения города Москвы. |
Волкова М.М. |
2007 |
Выступление на Всероссийском совещании по проблемам здоровья школьников
«О подготовке сестринского персонала для работы в образовательных
учреждениях» |
Волкова М.М. |
2008 |
Педагогические чтения преподавателей общегуманитарных и
социально-экономических дисциплин, специальных дисциплин по
актуальным проблемам |
Коваленко Т.В. |
2008 |
Совещание директоров |
Коваленко Т.В. |
2008 |
Выступления на ряде Всероссийских совещаний «Механизм социального
партнерства» |
Коваленко Т.В. |
2008 |
Междисциплинарная научно-практическая студенческая конференция
«Актуальные проблемы сахарного диабета» |
Волкова М.М. |
2008 |
Студенческая конференция. Посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом
«ВИЧ-инфекция» |
Малова Е.Я. |
2008 |
Инновационные технологии: Проект «Что такое хорошо, что такое плохо?» о
формировании здорового образа жизни |
Григорьева Н.В. |
2008 |
Конкурс «Московские мастера» среди выпускников специальности
«Сестринское дело» образовательных учреждений Департамента
здравоохранения города Москвы» |
Коваленко Т.В. |
2008 |
Теоретические основы формирования общих и специальных компетенций
|
Масягина В.А. |
2009 |
Педагогические чтения преподавателей общегуманитарных и
социально-экономических дисциплин, специальных дисциплин по
актуальным проблемам |
Коваленко Т.В. |
2009 |
Формирование базовых компетенций на занятиях по основам социологии и
политологии. Метод студенческого проекта «Здоровый образ жизни» |
Масягина В.А. |
2009
|
Проведение междисциплинарной научно-практической конференции
«Современные подходы к артериальной гипертонии» |
Волкова М.М. |
2009 |
Федеральный конкурс «Мастера Центральной России» среди фельдшеров скорой
и неотложной помощи» |
Коваленко Т.В. |
2009 |
Круглый стол для руководителей учреждений здравоохранения и школ
здоровья Департамента здравоохранения города Москвы |
Коваленко Т.В. |
2009 |
Городская конференция по иностранному языку: «Я и мир вокруг меня»
|
Караулова Н.Н. |
2010 |
Педагогические чтения преподавателей общегуманитарных и
социально-экономических дисциплин, специальных дисциплин по
актуальным проблемам |
Коваленко Т.В. |
2010 |
Городская конференция по иностранному языку: «Моя профессия медицина»
|
Караулова Н.Н. |
2010 |
Проведение лекций для преподавателей специальных дисциплин ГОУ СПО
Департамента здравоохранения города Москвы «Центры здоровья» |
Волкова М.М. |
2010 |
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции
«Непрерывное профессиональное развитие специалистов со средним
медицинским образованием – основа качества медицинской помощи» (Нижний
Новгород) |
Коваленко Т.В. |
2010 |
Проведение в колледже междисциплинарной научно-практической конференции
«Профилактическая деятельность сестринского персонала» |
Волкова М.М. |
2010 |
Ведение региональных семинаров по проблемам внедрения ФГОС:
-
для Поволжского федерального округа (г. Кузнецк, Пензенской обл.)
-
для Сибирского, Уральского, Дальневосточного федеральных округов (г.
Омск)
-
для областей Центрального федерального округа России (г. Тула)
|
Коваленко Т.В.
Волкова М.М. |
2010 |
Участие в организации и выступления на городской научной
учебно-практической конференции
«Деятельность школ здоровья как ведущее направление профилактической
работы в лечебно-профилактических учреждениях» |
Коваленко Т.В.
Тимкова С.А.
Волкова М.М. |
2011 |
Междисциплинарная научно-практическая студенческая конференция
«Актуальные проблемы профилактики в сестринском деле» |
Волкова М.М. |
2011 |
ФГОС по специальности «Сестринское дело». Проблемы внедрения.
Выступление на педагогических чтениях для преподавателей специальных
дисциплин |
Волкова М.М. |
2011 |
ФГОС. Проблемы внедрения.
Выступление на педагогических чтениях для преподавателей
общегуманитарных и социально-экономических дисциплин |
Коваленко Т.В. |
2011 |
Всероссийская научно-практическая конференция «Непрерывное
профессиональное развитие специалистов в условиях реформирования
Российского образования и здравоохранения», доклад «SWOT-анализ
как элемент стратегического планирования развития образовательного
учреждения» (г. Самара) |
Коваленко Т.В.
Волкова М.М. |
2011 |
Всероссийская конференция «Роль сестринского персонала в развитии
первичной медико-санитарной помощи населению» (Москва), доклад «Роль
непрерывного профессионального образования в формировании специалистов
сестринского дела для учреждений первичной медико-санитарной помощи» |
Волкова М.М. |
2012 |
Совещание Президиума Совета директоров медицинских училищ и колледжей
Российской Федерации по проблемам дополнительного профессионального
образования |
Коваленко Т.В.
Тимкова С.А.
Волкова М.М. |
2012 |
Проведение междисциплинарной научно-практической конференции
«Роль сестринского персонала в профилактической медицине» |
Волкова М.М. |
2012 |
Проведение конференции «Актуальность
современной менингококковой инфекции в детском возрасте» |
Григорьева Н.В.
Орехова М.А. |
Приложение 2
Данные из протоколов аккредитационной экспертизы[i]


|